Статьи

Методы запоминания материала: эффективные приемы и тренировки

Методы запоминания материала: эффективные приемы и тренировки

Память — это главный навык каждого будущего студента. И если ее не развивать, то невозможно будет запомнить большой объем информации, что станет огромной проблемой при дальнейшем обучении. Запоминание учебного материала — это биологический процесс, который обусловлен нейронными связями. И все, что нужно для развития памяти — это постоянная тренировка нейронных связей. Поэтому путем применения разных методов запоминания материала можно улучшить память и более качественно и быстро подготовиться к экзаменам.

Основы запоминания материала

Основные правила для улучшения запоминания информации:
  1. Осознание. Лучше запоминается интересный материал, ведь не нужно прилагать много усилий, чтобы в нем разобраться. Зазубривание точно не поможет, а вот подробный разбор непонятных моментов на 100% позволит усвоить материал. Поэтому при подготовке к экзамену рекомендуется использовать разные увлекательные форматы обучения, которые помогут сконцентрироваться на теме и без проблем запомнить новую информацию.
  2. Ассоциации образов. Если при учебе прибегать к образной ассоциации, то можно будет быстрее запомнить большой объем информации. Каждый составляет образы в соответствии с личными интересами и вкусами, поэтому легко сможет провести ассоциации. Перед экзаменами будет полезно визуализировать учебный материал, то есть заполнять конспекты с разными изображениями, диаграммами, графиками. Это позволит зрительно запомнить информацию и уже во время итоговой аттестации мысленно представить перед глазами необходимые темы.
  3. Регулярное повторение. Это основа закрепления материала в памяти. Гораздо лучше запоминаются те темы, которые постоянно повторяются. Чем чаще они станут использоваться, тем легче будет извлекать их из памяти. Чтобы запомнить, нужно применять основные процессы усвоения — это запись, хранение и извлечение. Частое использование учебного материала обеспечит беспроблемное его вспоминание даже в напряженной экзаменационной обстановке. Психологи считают, что после изучения нового материала нужно его повторить через 15 минут после урока, затем через несколько часов, а потом — на следующий день. Но не стоит забывать регулярно возвращаться к материалу, а именно — каждую неделю, месяц и даже полгода. Это считается наиболее эффективным способом систематизации знаний.
  4. Структурирование. Учеными доказано, что если структурировано изучать материал, делать соответствующие записи, группировать понятия по темам, то будет проще все запомнить. Рекомендуется каждый предмет классифицировать по нескольким основным темам, каждую из которых поделить на подтемы. Чтобы извлечь необходимые знания из памяти, достаточно обратиться к определенной категории.
  5. Эмоциональное вовлечение в обучение. Если при изучении очередной темы подключить эмоциональную составляющую, то однозначно она быстрее и проще запомнится. Сделать это можно путем использования разнообразных инструментов подготовки. Монотонное рутинное заучивание не принесет ожидаемого результата. А если изменить место учебы, не только читать книги, конспекты, но и смотреть видео, слушать лекции, подкасты с интересными преподавателями, то это поможет повысить продуктивность учебы.
  6. Регулярно делать перерывы. Учеными доказано, что те люди, которые учатся на протяжении непродолжительного времени (около 45 минут), а потом делают перерыв, намного лучше запоминают информацию. Невозможно за несколько месяцев до экзамена пройти большое количество тем. Регулярные перерывы помогут сохранить выученный материал, зафиксировать его в длительной, а не в краткосрочной памяти, сохранить способность концентрироваться. Важно уметь переключаться от учебы. Это можно сделать путем прогулки с друзьями, общением, просмотром любимого сериала, физической нагрузкой. Психологи рекомендуют устанавливать будильник, когда нужно сделать перерыв, ведь порой во время уроков можно увлечься и не следить за временем. Но ни один человек не может на протяжении нескольких часов сосредоточенно заниматься, у всех есть потребность в перерыве.
  7. Соотносить новую информацию с уже известной. Эта методика гораздо облегчает процесс обучения. Устанавливая связь между имеющимися знаниями и теми, которые сейчас получаются, можно улучшить запоминание и систематизировать темы. Можно делать схемы, рисовать карты, графики — все что угодно. Главное, чтобы удалось провести связь.
  8. Читать вслух. Это позволяет добиться более активной вовлеченности в процесс обучения, ведь происходит не только визуальное, но и слуховое восприятие, а также моторная активность за счет движения губ. Чтение вслух — лучшее решение для улучшения самореференции, то есть повышения склонности к запоминанию материала.
  9. Разбивать большой объем информации на несколько частей, в каждой из которых нужно выделять основные мысли. Они помогут в любое время вернуться к необходимым знаниям без необходимости повторять абсолютно весь материал. К тому же всегда будет проще приступать к изучению небольшой темы. Маленькими шагами удастся дойти к большой цели.
  10. Применять полученные знания на практике. Это наилучший способ сохранить их в памяти. Недостаточно прочитать все темы, важно и научиться решать каждое задание. Причем на экзамене весьма пригодится навык автоматически отвечать на простые вопросы, чтобы больше времени осталось на написание развернутых ответов в сложной экзаменационной части.
Тренировать память важно постоянно. Это поможет развить способность воспринимать много новой информации, что точно пригодится не только на очередном экзамене, но и в дальнейшем жизни. Быстрое усвоение материала, новых умений позволит активно развиваться в любой сфере, добиваться высот в профессии.

Эффективные методы запоминания

Чтобы лучше запомнить материал, можно использовать разные эффективные методы. Рассмотрим более подробно основные из них.

Мнемокомната

Данным способом пользовался еще оратор Цицерон, который был способен хранить в памяти множество фактов, цитат, дат и имен. Для этого он мысленно в комнате размещал материал в строго определенном порядке. То есть при изучении материала он проходил по комнате, и в каждой ее части, возле очередного предмета интерьера мысленно оставлял какие-то основные тезисы, которые нужно было запомнить. В итоге, когда он уже находился на сцене, он мысленно возвращался в свою комнату и без проблем повторял всю необходимую информацию.

Метод Лейтнера

Это эффективный и активно используемый метод, который популярен как среди школьников, так и среди студентов.
Методика заключается в том, что учебный материал нужно разделить на карточки или листочки по темам, отдельным понятиям, а также подготовить 5 коробок. Все карточки нужно поместить в первую коробку, после этого доставать по одному листочку, при этом изучить всю написанную информацию, провести ассоциацию, создать в голове определенный образ. Затем нужно переходить к следующей карточке.
Регулярно нужно повторять эти карточки, перемещая в следующую коробку. Таким образом, можно будет структурировать абсолютно все знания, ведь материал будет повторен 5 раз.

Рифмизация

Одним из наиболее эффективных способов запоминания информации служит сочинение стишков. Этот метод активно используется в рекламе. Многие замечали, как на протяжении всего дня повторяли просмотренную определенную рекламу или прослушанную песню. Это происходит даже без заучивания, информация сама врезается в память.
Поэтому этот метод отлично подойдет и для изучения любого предмета. Достаточно составить непринужденный легкий стишок, и его точно получится без проблем вспомнить.

Сочинение истории

Для этого необходимо сформировать связь визуальных образов, важных тезисов друг с другом в интересной истории. Но не нужно в одной истории использовать очень много образов. Это может только запутать.
Гораздо проще будет запомнить любую тему, если использовать метод сторителлинга. Наш мозг настолько любит смешные и увлекательные истории, что они даже вызывают образование окситоцина — гормона эмпатии. Рекламная индустрия тоже постоянно использует этот способ, который позволяет в увлекательном формате предоставить важную информацию.
Необходимо придумать интересную сюжетную линию, в которую будут включены все важные тезисы. Затем нужно соединить их в определенной последовательности, добавить шуток, и мозг однозначно лучше усвоит и воспримет эту информацию.

Когнитивное стимулирование памяти

С помощью специальных программ коммуникативной стимуляции и тренировки памяти можно добиться отличных результатов. Есть множество интересных сервисов (Викиум, BrainApps, Cognifit и т. д.), которые помогут укрепить когнитивные способности, развить нейронную пластичность. Это поможет улучшить внимание, память, восприятие.
Этот инструмент будет полезен как здоровым людям, так и людям, у которых есть какие-либо расстройства центральной нервной системы, а также в пожилом возрасте. С помощью программы можно укрепить и создать новые нейронные связи.
Программы построены таким образом, что интуитивно, легко и при этом эффективно получится справиться со всеми заданиями. Приложения имеют привлекательный дизайн, будут понятны как детям, так и взрослым. Всегда можно выбрать подходящий уровень сложности, тип упражнений, конкретные требования к когнитивным заданиям.

Метод массированного запоминания

Он применяется тогда, когда нужно запомнить большое количество информации. В процессе обучения нужно обязательно писать вручную конспект, при этом сложные моменты рекомендуется перефразировать более понятным для себя языком, подчеркивать важную информацию с помощью цветных ручек, делая списки, нумерацию, графики.
Это эффективный способ форматирования и запоминания материала, ведь задействуются все органы чувств. Если переписывать, а затем просматривать материал, после чего читать вслух и заново его прослушивать, он на 100% запомнится.
Но даже при применении разных методик стоит помнить, что нужно делать регулярные перерывы, ведь мозгу тоже необходим отдых. Во время заучивания информации не нужно отвлекаться на посторонние дела, прослушивание музыки, переписку с друзьями. Важно уделить внимание только занятиям.
Каждый человек имеет свой оптимальный период, когда лучше всего запоминается материал. Кому-то проще учить с утра, а другому — вечером или перед сном. Нужно учитывать личные предпочтения и особенности организма.
Никогда не стоит тратить силы на обучение, если плохо себя чувствуете. В таком состоянии ничего толком не запомнится. Не стоит учиться и при большой усталости, лучше отдохнуть или немного поспать, а потом приняться за занятия.
Стоит помнить, что состояние памяти тесно связано и с общим физическим состоянием. Поэтому важно не забывать про полноценный сон, сбалансированное питание, исключать стрессовые ситуации. Плохое самочувствие даже с применением самых передовых методик не приведет к хорошему результату.
Учебный центр LUDI предлагает пройти подготовку к экзаменам. Занятия основаны на выполнении большого количества практических заданий, постоянном повторении пройденного материала. На уроках разбираются все непонятные моменты, проговариваются ошибки. Это позволяет качественно подготовиться к итоговой аттестации, сдать любой экзамен на 85+ баллов.